(† 14.06.1180), блгв. (пам. 14 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), кн. Новгородский, Храбрый. Младший (5-й) сын Смоленского и Киевского (с 1159) блгв. кн. Ростислава (Михаила) Мстиславича, внук Киевского блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича, правнук блгв. кн. Киевского Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха. Род., по косвенным данным, в кон. 40-х или нач. 50-х гг. XII в.; имя его матери неизвестно, возможно, она происходила из галицкой княжеской ветви (Домбровский. 2015. С. 133-134, 461-463). Позднейшая агиографическая традиция сообщает крестильное имя М. Р.- Георгий. Т. зр. В. Л. Янина на принадлежность печатей с изображением св. Феодора (Тирона или Стратилата) М. Р. спорна (Актовые печати. Т. 1. С. 112-114, 116-117, 121, 203, 231; Домбровский. 2015. С. 463-464).
Впервые М. Р. упоминается в летописи под 1161/62 г., когда его отец, княживший в Киеве, направил сына в Белгород. По смерти кн. Ростислава (1167) М. Р. в 1169 г. участвовал вместе с братьями Рюриком и Давидом в походе на Киев против княжившего там Мстислава Изяславича, организованном Владимиро-Суздальским блгв. вел. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским. В 1170 г. с теми же Рюриком и Давидом по повелению нового Киевского кн. Глеба Юрьевича ходил на кн. Василия Ярополчича к г. Михайлову, вынуждая того уйти в Чернигов. В 1169/70 г. с братом Романом участвовал в организованном кн. Андреем Боголюбским походе на Новгород против сына блгв. кн. Мстислава Изяславича Романа Мстиславича, к-рый закончился неудачно. В 1171 г., после смерти Глеба Юрьевича, вместе с братом Давидом пригласил на княжение в Киев из Дорогобужа своего дядю Владимира Мстиславича (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 519, 543, 550, 559-560, 566).
М. Р. был женат на дочери рязанского кн. Глеба Ростиславича (предположение о том, что это был 2-й брак, а 1-й женой М. Р. была галицкая княжна, подтверждений не имеет), имел двоих сыновей, Мстислава (см. блгв. кн. Мстислав Мстиславич) и Владимира. Большинство исследователей считало, что старший из сыновей - прославленный полководец Мстислав Мстиславич, но более вероятно старшинство Владимира: только о нем М. Р. перед кончиной просил позаботиться своего воеводу Бориса Захарьича. Эта просьба может свидетельствовать о том, что сын Мстислав либо был очень мал, либо появился на свет уже по смерти отца (в пользу 2-го варианта говорит отсутствие до XIII в. практики называть сына именем живого отца - Литвина, Успенский. 2006. С. 300-301, 304). Иногда еще одним сыном М. Р. считают торопецкого кн. Давида, упоминаемого в новгородском летописании под 1212 и 1225-1226 гг., но это мнение скорее всего ошибочно (см.: Домбровский. 2015. С. 526-533, 653-658).
В киевской летописи кон. XII в. М. Р. посвящен обширный панегирический некролог. В нем говорится, в частности, что князь «всегда бо тосняшеться оумрети за Роускоую землю и за хрестьяны», что «не бе бо тое земле в Руси, которая же его не хотяшеть, ни любяшеть» и «плакашеся по немь вся земля Роуская, не може забыти доблести его» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 606-611).
В позднейшей традиции М. Р. известен под прозвищем Храбрый; впервые оно фиксируется в перечне новгородских князей в Новгородской первой летописи младшего извода (сер. XV в.; НПЛ. С. 162). До XX в. память М. Р. чтилась в основном местно (Филарет (Гумилевский). РСв. С. 339). В «Книге, глаголемой Описание о российских святых», известной в списках XVIII-XIX вв., упоминается, что «святый и благоверный князь Мстислав Ростиславич преставися в лето 6637 (1129 г.- дата ошибочна.- А. Г.)» (Описание о российских святых. С. 32).
Согласно описи 1617 г., в Софийском соборе «на правой стороне гроб аспидной, в нем мощи благовернаго князя Мстислава Ростиславича новгородскаго» (Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. Ч. 1. С. 32). Эта гробница М. Р., изготовленная из сланцевого плитняка, в наст. время находится на том же месте, в Рождественском приделе собора, между аркбутанами у юж. стены.
«Аспидная» гробница М. Р. упоминается и в памятнике «О святей соборной церкви Софии Премудрости Божии, иже в Велицем Новеграде, и о новгородских чудотворцех, идеже койждо лежит» (составленном при митр. Киприане (Старорусенкове; 1626-1634)), в котором приводится местное предание, связанное с мощами князя: «...рука у него, аки в защищение, поднята над персми, а гроба аспиднова угол отколот; а в повестех обноситца слышачи от древних, что де приходил Полоцкой князь изгоним на (В)еликии Новъгород и спрашивал, где лежит Мстислав Изяславич, и указаша ему, и он де извлек меч и хотел тять по мертвом телеси для того что бутто де мать его родила от него, Мстислава; и в те де поры Мстислав рукою своею поднял во гробе, и меч де ударился в аспидный гроб его, и тем де обычаем угол гроба отшибен; а писания о сем у Софии не сыскано» (Янин. 1988. С. 218). Захоронение М. Р. также отмечено в описи новгородских святынь 1634 г., составленной по распоряжению царицы Евдокии Лукьяновны, при этом сообщается, что мощи св. князя лежат «на верх земли», и приводится иное предание, отчасти явно легендарного характера: «...глаголют... в повестех велми храбра на бранех и ходяща на Рим бранию. Мощи его нетленны, а рука ему правая выспрь» (Забелин И. Е. Описание новгородской святыни в 1634 г. // ЧОИДР. 1862. Кн. 4. Отд. 5. С. 53; Янин. 1988. С. 222). Наряду с М. Р. в «притворе» Софийского собора, согласно владычному летописанию, в 1178 г. был погребен его тезка, кн. Мстислав Ростиславич Безокий (НПЛ. С. 35, 224). Погребение «другого князя Мстислава» также отмечается в описаниях св. мощей Софийского собора (в сев. части Рождественского придела), причем в описи, составленной ок. 1634 г., этот князь назван благоверным (Забелин И. Е. Описание новгородской святыни в 1634 г. // ЧОИДР. 1862. Кн. 4. Отд. 5. С. 53); позднее гробница последнего была перенесена в др. место (Янин. 1988. С. 114).
Канонизация М. Р. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование которому было возобновлено 10 июля 1981 г. (Собор учрежден ок. 1831). Св. князю имеется тропарь (Святые Новгородской земли. 2006. С. 221).
В Ипатьевской летописи упоминается, что М. Р. «възрастом середнии бе, и лицем леп, и всею добродетелью оукраше и благонравен…» (ПСРЛ. СПб., 1908. Т. 2. Стб. 610; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 384). Иконография М. Р. развивалась в 2 направлениях: сюжетные композиции, где благоверный князь выступал как историческое лицо, и его изображения в составе соборов местных и избранных святых. Описаний внешнего облика М. Р. в иконописных подлинниках не обнаружено.
В Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30) проиллюстрированы военные походы, в которых, согласно тексту, наряду с другими князьями принимал участие М. Р. Так, на одной из миниатюр показана осада Вышгорода, где затворился М. Р., дружиной во главе с кн. Георгием (Юрием), сыном блгв. кн. Андрея Боголюбского, однако изображение князя внутри городских стен отсутствует (Л. 212 об.). Более определенно М. Р. изображен на миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. Основной ряд иллюстраций содержится в Лаптевском томе (РНБ. F.IV.233), где показаны походы князей на Киев в 1169 г., осада Вышгорода под 1174 г. (Л. 194-294 об.) и др. события. Одна из композиций посвящена походу М. Р. на «Чюдскую землю и Очюлу» в 1179 г. (Л. 360 об.). В Голицынском томе (РНБ. F.IV.225. Л. 197-197 об.) есть начальные миниатюры к рассказу о том, как в 1180 г. М. Р. пошел с новгородцами ратью на Полоцк, чтобы вернуть плененные новгородские волости, но в Вел. Луках получил послание от старшего брата, кн. Романа, с просьбой отказаться от своего намерения. История продолжается в Лаптевском томе (Л. 381-381 об.): возвращение М. Р. в Новгород, его болезнь «крепка зело», преставление и погребение в соборе Св. Софии. В композициях М. Р., как правило, предстает средовеком в доспехах и плаще, в княжеской шапке, с оружием в руках, иногда верхом на коне, в сцене преставления - в кафтане с золотым оплечьем.
Ранним предположительным изображением М. Р. (с нимбом) является роспись во 2-м ярусе на северной грани юго-зап. столпа в Архангельском соборе Московского Кремля, выполненная в 1652-1666 гг. на основе иконографической программы 1564-1565 гг. М. Р. представлен юным воином без бороды, с короткими густыми русыми волосами, на нем коричневый кафтан с голубым орнаментом и узорчатая зеленоватая шуба, на голове небольшая шапка с меховой опушкой, правая рука поднята с двуперстным сложением пальцев, в левой - меч в ножнах как атрибут воинской славы; в надписи именуется блгв. кн. Георгием. По мнению Т. Е. Самойловой, юный лик изображенного князя, умершего в «срединном» возрасте, «есть следствие слияния в памяти потомков образов двух Мстиславов Ростиславичей, погребенных в Софийском соборе» Новгорода, один из к-рых, внук кн. Юрия Долгорукого, умер молодым (Самойлова. 2004. С. 185, 187, 215).
На иконе «Образ всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон роду царского» 60-х гг. XIX в. из собора равноап. вел. кн. Владимира в С.-Петербурге (Зеленина Я. Э. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009. С. 236, 238. Ил. 203) юный безбородый князь с короткими кудрявыми волосами (надпись: «Мстиславъ ростисл.» с датой 5 июня) изображен в рост в одном клейме с блгв. кн. Всеволодом (Гавриилом) Псковским. М. Р.- в золотой кольчуге поверх синей рубахи и зеленом плаще, серых портах и черных сапогах, в правой руке копье, левая лежит на груди.
Образ М. Р. изредка вводился в церковные стенописи академического типа, в т. ч. в программы росписи придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя (70-е гг. XIX в.) и галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010). Оригинальным авторским произведением является мозаика (1910, В. А. Фролов по эскизу Н. К. Рериха) на юж. портале Троицкого собора в Почаевской лавре: М. Р. представлен крайним справа в группе князей, средовеком, в шапке, кафтане и плаще, с моделью храма в руке. Есть основание считать (поскольку Кириллов входил в состав Новгородской епархии), что именно М. Р. изображен в позднем слое поновлений (сер.- 2-я пол. XIX в.) стенописи малого пролета св. ворот Кириллова Белозерского мон-ря (в рост, средовек в плаще и в шапке, с крестом в руке, напротив равноап. кн. Владимира).
Исторические сюжеты с участием М. Р. воспроизводились и в XIX в. Напр., на литографии «Неустрашимый Мстислав, осажденный в Вышгороде, видит со стен внезапное бегство осаждающих, 1173», выполненной И. С. Щедровским по рис. Б. А. Чорикова (Живописный Карамзин, или Рус. история в картинках / Изд.: А. Прево. СПб., 1836. Ч. 1. № 46); он изображен средовеком в доспехах со шлемом и в горностаевой мантии, наблюдающим с городской стены за отступлением неприятеля.
В иконографии «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданной мон. Иулианией (Соколовой) по благословению свт. Афанасия (Сахарова), М. Р. написан оглавно в группе Новгородских чудотворцев (в княжеской шапке, из-под к-рой видны русые волосы; надпись: «С. к. Мстиславъ») на иконах 1934 г., 50-х гг. XX в. (2 в ТСЛ, СДМ). Сохранились карандашные эскизы к этой композиции кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (частное собрание).